Главное меню

EN | RU | UK

На главную

1. Сравнение разных технологий СУБД

Меню раздела
1. Сравнение разных технологий СУБД.
Популярно ...
Помощь & Консультация
Помощь & Консультация
Пишите мне в
Наверх страницы
Популярно

Во все времена любая организация нуждалась в хранении, распространении и обработке информации. Совокупность ресурсов, позволяющих делать это внутри организации, называют информационной системой, а СУБД является её неотъемлемой частью. Жизненный цикл БД неразрывно связан с жизненным циклом информационной системы. Он связан из следующих этапов: планирование и разработка БД, формулирование требований к системе, сбор и анализ требований пользователей, проектирование БД, разработка прикладных программ, создание прототипов, реализация, конвертирование и загрузка данных, тестирование, эксплуатация и сопровождение. В зависимости от масштабов проекта некоторые этапы могут опускаться.

С развитием доступных технологий развивались методы хранения и управления данными, которые используются в информационных системах организаций от картотек до современных СУБД архитектуры клиент-сервер. Кратко их эволюцию можно описать так: ручные картотеки – файловые системы – современные СУБД.

Первые ручные картотеки археологи датируют примерно 3300 – 3000 годами до нашей эры. Это были собранные в ящики глиняные таблички. Принадлежат эти базы данных Шумерской цивилизации, которая процветала в южной Месопотамии между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака. Значит сегодня базам данных более 5000 лет. Вы удивитесь, но принцип работы ручных картотек с тех пор не изменился. Они до сих пор справляются с обработкой информации для случаев, когда необходимо лишь хранение и извлечение относительно большого количества данных. Однако, если Вам необходимо установить перекрёстные связи между данными или выполнить обработку каких-либо сведений, то ручные картотеки окажутся неэффективными.

Началом компьютерной эры баз данных можно считать 1968 год, когда началось использование первой файловой системы «George 3». Обратите внимание на сколько мал отрезок времени между 1968 годом и сегодняшним днём по сравнению с более чем 5000 лет истории баз данных. А ведь файловые системы были всего лишь первой попыткой компьютеризировать известные всем ручные картотеки. При этом был использован децентрализованный подход к хранению и обработке данных. Это значит, что внутри организации каждый отдел привлекал специалистов по обработке данных для работы с информацией внутри отдела. Это приводило к большим трудностям при получении объективной картины результатов работы всей организации. Более детально недостатки файловых систем для хранения и обработки данных приведены в лекции.

Эти трудности привели к стандартизации наборов логически связанных данных и их описаний для совместного использования. Так появились первые базы данных, которые ещё называют набором интегрированных записей с самоописанием. Именно с этого момента ряд терминов, описывающих структуры баз данных становятся общепринятыми: описание данных называется системным каталогом (system catalog) или словарем данных (data-dictionary), а сами элементы описания принято называть метаданными (meta-data), т. е. "данными о данных". Именно наличие самоописания данных обеспечивает независимость между прикладными программами и данными (program-data independents).

Следующим шагом стала стандартизация языковых и программных средств для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. Такую совокупность теперь привычно называют системой управления базами данных (СУБД). Она состоит из сервера, клиентов и бизнес-правил. Можно коротко описать взаимодействия перечисленных частей СУБД: сервер обрабатывает запросы клиентов в соответствии с бизнес-правилами. Более подробно смотрите в лекции.

Место положения частей СУБД относительно друг друга определяет её архитектуру. Первым решением была архитектура «файл-сервер». По сути это размещение БД и прикладных программ (сервер и приложения клиента), занимающихся её обработкой, на компьютере, который доступна всем заинтересованным пользователям организации. Таким образом, все клиенты получили доступ к данным, через единый интерфейс пользователя со своих персональных компьютеров. Хранение прикладных программ, занимающихся обработкой данных, на компьютерах клиентов не получила широкого распространения, из-за сложностей в обслуживании таких систем. При изменении версии прикладной программы клиента было необходимо её менять на большом количестве рабочих мест.

Недостатки архитектуры СУБД «файл-сервер» стали толчком к созданию и развитию архитектуры СУБД «клиент-сервер». В отличии от архитектуры СУБД «файл-сервер» она не даёт возможностей прямого доступа к БД приложениям клиента. Существует двухуровневая и трёхуровневая модели архитектуры «клиент-сервер». Взаимодействие сервера баз данных и прикладной программы-клиента описана в лекции.

© Куваев Я.Г., 2005—2023.

Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Автора.